Тетмы славян, божественные животные в ведической культуре

Звериные божества у Славян

Тетмы славян, божественные животные в ведической культуре

Звериные божества у Славян

В давние времена, когда основное занятие у славян было не земледелие, а охота, они считали диких зверей своими прародителями, божествами которым поклонялись. В каждом племени было своё священное животное – Тотем. Одни племена поклонялись Волку, считали священные  имя его, которое даже не произносили вслух, заменяя его словом «Лютый», а себя именовали «Лютичи». В дни зимнего солнцестояния, мужчины этого племени облачались в шкуры волков, символизирующее  превращение в волка. Так они могли общаться с духами природы и предками, у которых просили силу, защиту и мудрость. Волк считался могущественным защитником, и отгонял злых духов от племени. Жрецы тоже облачались в волчьи шкуры, их называли «волкодлак»( облачённый в длаку – волчью шкуру), но с приходом христианства волкодлаками стали называть злых оборотней, позднее и вовсе  стали называть «Вурдалак».

Хозяином лесов, и самым сильным зверем считался Медведь. Его считали защитником от зла покровителем плодородия. Именно с пробуждением медведя от зимней спячки связывали приход весны. Даже до наших дней во многих деревнях, сохранился обычай хранить медвежью лапу как талисман-оберег, который защищал от болезней, всевозможных бед и колдовства. Славяне считали медведя символом мудрости, всеведенья, именем медведя давали клятвы, а нарушивший клятву был обречён на гибель.

Мифы о медведях, как о божествах и хозяевах леса сохранились в русских народных сказках. Как на самом деле именовали зверя, было настолько священным, что не произносилось, поэтому не дошло до нас. Медведь – народное прозвище зверя, означает «медоед», а «берлога» имеет древний корень «бер» — бурый, отсюда берлога – логово бера. Долгое время даже слово «Медведь» чтилось как священное, поэтому в устной речи ему давали прозвища: Михаил Потапыч, Топтыгин, Мишутка, Мишка и тп.
Из не хищных животных в ту эпоху почиталась Олениха или Лосиха. Почиталась как символ плодородия, небес и солнца. В представлении славян  богиня была рогатой. Рога символизировали солнечные лучи, поэтому их считали мощным оберегом от нечистой силы, обычно их вешали над входом в жилище, либо внутри избы. Соха – название рогов, поэтому часто оленей и лосей именовали сохатыми. В народе память о них сохранилась в старом названии Малой и Большой Медведицы – Лось и Лосёнок. Летописец XII в. писал: «Бывает… туча, и спадают оленьцы малы в ней, и возрастают, и расходятся по земле». Так в представлении славян небесные богини посылали новорождённых  оленят, орошавших землю подобно дождю.

Коня, среди прочих домашних животных, почитали более других, ведь предки народов Евразийских народов, благодаря кочевому образу жизни расселились по всему материку. И солнце они представляли в образе Золотого Коня, скачущего по небосводу. Символика коня сохранилась в архитектуре – изба украшенная коньком, с изображением лошадиных голов и символом солнца на стыке двух скатов кровли. Подковы или амулет с изображением коня считали могущественным оберегом.