Запреты и табу в славянском язычестве
Любой из уже «хорошо подкованных» в теме людей, увидев такой заголовок, может сразу мысленно спросить «Какие такие запреты?», и подумать: «Вот в христианстве (исламе, иудаизме и так далее) – вот там запреты!». И, конечно же, будет прав.
Но отсутствие табу в славянском язычестве не означает, что язычникам было «разрешено всё». Просто каждый человек знал, что по нраву богам, а что нет. Сложившиеся традиции и уклад учили правильному не хуже, а скорее и лучше церковных книг. А идти против Рода, против Природы было в те времена просто сумасшествием. Поэтому все запреты напрямую зависели либо от элементарного здравого смысла, либо от понятий «добра и зла» (Прави и Нави), либо от сложившихся примет и поверий.
И это не мешало славянам жить в мире и согласии. В том числе в согласии со своими предками, а следовательно, и богами. Но, как характерно для любого язычества, стихийно могли возникать традиции или обряды, которые сводились к запрету чего-либо. Слово «стихийно» использовано не просто так. К примеру, происходила какая-то катастрофа, либо год оказывался неурожайным, либо иноземцы совершали набег. И наши предки решали, что боги прогневались на них и начинали искать причины этому. Так и возникали «табу». В качестве примера можно привести следующее: считалось, что телятину есть нельзя. Это легко объясняется с современной точки зрения: если лишить корову телков, то она будет давать всё меньше и меньше молока.
В то же время того, что было запрещено церковью в первые годы после принятия Русью христианства, оказалось многим больше, чем «табу», сложившихся за всю историю язычества. То, что раньше считалось вполне нормальным в обиходе, становилось «кощунственным», «вероломным». К примеру, русский мат сделала «нецензурной бранью» именно церковь.