Семик или Зеленые святки (20 июня)
В этот день люди выходят на уже засеянные поля и проводят различные магические обряды с целью повышения урожайности. Семик или Зеленые святки являются главным рубежом на границе лета и весны.
Обряды Зеленых святок означают для человека начало летнего полевого труда и, одновременно, приветствие первой зелени, взошедшей на пашне.
Зеленые святки включают в себя:
- различные ритуальные действия:
- внесение в свое селение березки;
- завивание венков;
- кумление;
- похороны Кукушки (Русалки или Костромы).
Березка символизирует неисчерпаемую жизненную силу человека.
Как и в период колядок (зимних святок), в проведение обрядов принимают участие ряженые, одетые в костюмы:
- русалок;
- животных;
- различных духов.
В обрядовых песнях присутствует два основных направления:
- трудовые;
- любовные.
Считается, что для проведения удачных полевых работ, следует во время песнопений подражать трудовой деятельности.
Так, во время песен о льне, певуньи демонстрируют процесс сеяния и прополки, уборки, расчесывания и прядения.
В прежние времена, такие обрядовые песни пели в поле, что добавляло им определенную магическую функцию.
В дом приносят букеты ранних цветов и веточки березы, которые затем сушат и хранят в течение всего года.
Из древесных листьев, набранных за время праздника, плетут венки, которые затем опускают в горшки, приготовленные для капустной рассады. Выросшая таким образом капуста, набирается особой магической силы.
Для обеспечения высокой урожайности, проводят специальный обряд – «плакать на цветы», то есть ронять слезы на букеты цветов или на землю.
После проведения этого обряда, все люди отправляются на кладбище, неся в руках ветви березы.
На кладбище, как всегда, проводится ритуальное поминальное угощение умерших родственников.
Семик или Зеленые святки завершаются обрядом проводов или похорон Костромы.
Молодая женщина, изображавшая Кострому, наряжается во все белое и берет в руки дубовые ветки. Вокруг нее водятся девичьи хороводы, ей оказываются знаки внимания и почтения.
«Умершую» Кострому укладывают на доски, после чего печальная процессия направляется к реке, где Кострома «пробуждается», и весь обряд завершается общим купанием.
«Кострому» — женщину иногда заменяют соломенным чучелом, а затем носятего по селению, в сопровождение хоровода.
По завершению обряда, чучело сжигается, закапывается в землю или бросается в реку.
С «Костромой прощаются до следующего года, когда она вновь вернется на землю, принося с собой россыпи цветов и обильное плодородие.